Виртуальные хирургические технологии в обучении интернов и ординаторов
Совцов С.А.,Газизуллин Р.З.
Челябинск
ГБОУ ВПО Южно-Уральский государственный медицинский университет Минздрава России
С целью оптимизации получения новых знаний и практических навыков в хирургии, а так же их систематизации с использованием обучающего симуляционного курса, предусмотренного в федеральных образовательных программах третьего поколения, были созданы рабочие программы по эндоскопической хирургии для интернов и ординаторов. а
Имеющаяся сегодня система последипломного образования хирургов требует достаточно серьезной реструктуризации в плане овладения различных видов практических навыков, направленных на внедрение как новых, так и уже достаточно широко используемых и ставших стандартными хирургических технологий. Первый и достаточно значительный шаг в этом направлении сделало Министерство здравоохранения РФ, издав в 2011 г. два приказа по созданию образовательных программ третьего поколения, касаемых обучения в интернатуре и ординатуре , в которых основной упор сделан на освоение практических навыков, удельный вес которых составляет 65% от всего учебного плана. Впервые в образовательные программы введен обучающий симуляционный курс объемом 72 и 108 часов соответственно в интернатуре и ординатуре. Учебный план для интернов, разработанный на нашей кафедре, состоит из 2 модулей по 36 академических часов каждый и включает в себя 48 часов практических занятий и 24 часа самостоятельной работы. В учебно-тематический план мы включили обучение общей техники эндохирургических процедур( всего 20 учебных часов, из них 10 – практических занятий и 10 – самостоятельной работы). Сюда вошло овладение такими базовыми навыками с помощью лапароскопического виртуального симулятора LapVR, как навигация камеры, перекладывание штырьков, клипирование сосуда, рассечение тканей эндоножницами. Основные навыки эндоскопического шва отрабатываются в виде владения иглой для отработки умения ориентировки положения иглы и прошивания эластичных тканей, завязывание интракорпорального узла. Обучению основам операций на органах желудочно-кишечного тракта мы отвели 32 учебных часа ( из них 25 часов практических занятий и 7 часов для самостоятельной работы). Сюда включена отработка уже клинических навыков.Упражнения по рассечению спаек с использованием разнообразных инструментов и технических приемов позволяют научиться правильным навыкам обращения с кишкой, а задачи по измерению длины позволяют научиться точно и атравматично отмерить участок необходимой длины. Очень важным считаем раздел по освоению клинических навыков для наложения эндоскопического шва и завязывания узлов, а так же наложения эндоскопической петли. Учебный и учебно-тематические планы по курсу обучения для ординаторов рассчитаны на 3 модуля( 108 часов) в течении двух лет обучения и рассчитаны на 72 часа практических занятий и 36 часов самостоятельной работы. На симуляционном курсе в ординатуре мы увеличили количество часов по вопросам овладения общей техники эндохирургических процедур и основам операций на органах желудочно-кишечного тракта. Также было добавлено в комплекс обучения овладение основных этапов лапароскопической аппендэктомии на симуляторе LapSim. За счет этого, значительно увеличено количество практических навыков с повышением уровня их овладения. Таким образом, нам удалось создать и унифицировать программу обучающего симуляционного курса, предусмотренного федеральными образовательными программами третьего поколения для интернов и ординаторов, что позволило упорядочить системность получения новых знаний и практических навыков. Реализация ее в течение учебного года 2012-2013 г.г. выявила явную заинтересованность в изучении этих разделов хирургии интернами и ординаторами , желание ими продолжить процесс реализации основных эндохирургических навыков, за счет более конкретной самостоятельной работы в рамках проводимого курса. Мы считаем, что подобная форма обучения с использованием методов симуляционной хирургии, как для овладения основных практических навыков в « открытой» хирургии, так и лапароскопической позволяет более оптимистично смотреть на образовательный процесс в последипломной подготовке врача-хирурга.
Добавлен 11.09.2013
Тема: Электронные технологии в медобразовании
Вернуться на страницу мероприятия
|