ДоктоRU :

 ЛИТЕРАТУРА 

 БЕЗОПАСНОСТЬ 

ОБУЧЕНИЕ

 СЪЕЗДЫ, ВЫСТАВКИ 

 НеДоктоRU :

ОПЕРАЦИИ

 СЛОВАРЬ

ХИРУРГИ

ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ 

 ДилеRU :

ТЕХНИКА

БОЛЬНИЦЫ

  ОБЩЕСТВА 

СОТРУДНИЧЕСТВО

Добавить
Основные страницы
ДоктоRU
НеДоктоRU
ДилеRU
САЙТЫ-ПАРТНЕРЫ

II Съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине РОСОМЕД-2013

Виртуальные хирургические технологии в обучении интернов и ординаторов

Совцов С.А.,Газизуллин Р.З.

Челябинск

ГБОУ ВПО Южно-Уральский государственный медицинский университет Минздрава России

С целью оптимизации получения новых знаний и практических навыков в хирургии, а так же их систематизации с использованием обучающего симуляционного курса, предусмотренного в федеральных образовательных программах третьего поколения, были созданы рабочие программы по эндоскопической хирургии для интернов и ординаторов. а

Имеющаяся сегодня система последипломного образования хирургов требует достаточно серьезной реструктуризации в плане овладения различных видов практических навыков, направленных на внедрение как новых, так и уже достаточно широко используемых и ставших стандартными хирургических технологий. Первый и достаточно значительный шаг в этом направлении сделало Министерство здравоохранения РФ, издав в 2011 г. два приказа по созданию образовательных программ третьего поколения, касаемых обучения в интернатуре и ординатуре , в которых основной упор сделан на освоение практических навыков, удельный вес которых составляет 65% от всего учебного плана. Впервые в образовательные программы введен обучающий симуляционный курс объемом 72 и 108 часов соответственно в интернатуре и ординатуре. Учебный план для интернов, разработанный на нашей кафедре, состоит из 2 модулей по 36 академических часов каждый и включает в себя 48 часов практических занятий и 24 часа самостоятельной работы. В учебно-тематический план мы включили обучение общей техники эндохирургических процедур( всего 20 учебных часов, из них 10 – практических занятий и 10 – самостоятельной работы). Сюда вошло овладение такими базовыми навыками с помощью лапароскопического виртуального симулятора LapVR, как навигация камеры, перекладывание штырьков, клипирование сосуда, рассечение тканей эндоножницами. Основные навыки эндоскопического шва отрабатываются в виде владения иглой для отработки умения ориентировки положения иглы и прошивания эластичных тканей, завязывание интракорпорального узла. Обучению основам операций на органах желудочно-кишечного тракта мы отвели 32 учебных часа ( из них 25 часов практических занятий и 7 часов для самостоятельной работы). Сюда включена отработка уже клинических навыков.Упражнения по рассечению спаек с использованием разнообразных инструментов и технических приемов позволяют научиться правильным навыкам обращения с кишкой, а задачи по измерению длины позволяют научиться точно и атравматично отмерить участок необходимой длины. Очень важным считаем раздел по освоению клинических навыков для наложения эндоскопического шва и завязывания узлов, а так же наложения эндоскопической петли. Учебный и учебно-тематические планы по курсу обучения для ординаторов рассчитаны на 3 модуля( 108 часов) в течении двух лет обучения и рассчитаны на 72 часа практических занятий и 36 часов самостоятельной работы. На симуляционном курсе в ординатуре мы увеличили количество часов по вопросам овладения общей техники эндохирургических процедур и основам операций на органах желудочно-кишечного тракта. Также было добавлено в комплекс обучения овладение основных этапов лапароскопической аппендэктомии на симуляторе LapSim. За счет этого, значительно увеличено количество практических навыков с повышением уровня их овладения. Таким образом, нам удалось создать и унифицировать программу обучающего симуляционного курса, предусмотренного федеральными образовательными программами третьего поколения для интернов и ординаторов, что позволило упорядочить системность получения новых знаний и практических навыков. Реализация ее в течение учебного года 2012-2013 г.г. выявила явную заинтересованность в изучении этих разделов хирургии интернами и ординаторами , желание ими продолжить процесс реализации основных эндохирургических навыков, за счет более конкретной самостоятельной работы в рамках проводимого курса. Мы считаем, что подобная форма обучения с использованием методов симуляционной хирургии, как для овладения основных практических навыков в « открытой» хирургии, так и лапароскопической позволяет более оптимистично смотреть на образовательный процесс в последипломной подготовке врача-хирурга.

Добавлен 11.09.2013

Тема: Электронные технологии в медобразовании


Обзор симуляционных технологий.

Грэнтем Х.Д.М.

Аделаида, Австралия

Флиндерс Университет Аделаиды

Симуляция в широком понимании этого слова всегда была частью человеческой культуры и развивалась на протяжении многих лет. Идеальная симуляция отвечает следующим требованиям: безопасность, простота, ориентация на потребности обучаемого.

Симуляция в широком понимании этого слова всегда была частью человеческой культуры и развивалась на протяжении многих лет.

Основной принцип симуляции – обеспечить взаимодействие в безопасной среде.

Один из наших давних предков оставил на стене пещеры рисунок, иллюстрирующий процесс подготовки человека к охоте, который можно расценить как своего рода симуляцию (имитацию). Симуляция также всегда активно использовалась для обучения вооруженных сил и отработки военных маневров.

Масштабные симуляционные модели традиционно используются в работе министерств регионального развития и обороны. Пример симуляции можно найти в детской игре: подражая взрослым, дети учатся в безопасной среде.
Высокая реалистичность среды обучения не является безусловной необходимостью. Иногда реалистичность высокого уровня является излишней и не играет роли в достижении учебной цели.

Симуляционное обучение может иметь своего рода «побочные эффекты», например, формирование креативного подхода в работе, направленного на достижение терапевтических целей. Организация симуляционных тренингов требует правильного решения таких важных вопросов, как необходимость крупных инвестиционных вложений в симуляционное оборудование и выбор уровня сложности при разработке клинических сценариев.
Нужно помнить, что симуляционное обучение – это в первую очередь обучение, а не просто подражание реальности.
Идеальная симуляция отвечает следующим требованиям:
• Безопасность
• Простота
• Ориентация на потребности обучаемого.

Добавлен 05.09.2013

Тема: Электронные технологии в медобразовании


Симуляционные технологии в образовании.

Грэнтем Х. Д.М.

Аделаида, Австралия

Флиндерс Университет Аделаиды

Обучение с применением симуляционных технологий – это образование, в котором симуляционные технологии играют вспомогательную роль. Хороший симуляционный тренинг дает образование, благодаря которому студенты понимают, почему нужно делать те или иные вещи, и как их делать правильно.

Существует различие между понятиями «образование» и «обучение». Хороший симуляционный тренинг дает образование, благодаря которому студенты понимают, почему нужно делать те или иные вещи, и как их делать правильно. Существуют различные способы обучения, однако лучшие из них – это те, которые приводят к наиболее стабильным результатам, которые надолго закрепляются в долговременной памяти обучаемого и навсегда меняют модель его поведения.

Многочисленные повторы и создание ассоциативных связей с уже имеющимися в долговременной памяти конструктами переводят новую информацию в долговременную память, где она в дальнейшем может претерпевать изменения и расширяться.

Симуляционный тренинг апеллирует к долговременной памяти обучаемого и позволяет одновременно отрабатывать как технические навыки, так и нетехнические, например, умение решать поставленные задачи. В симуляционном обучении существует ряд приемов, которые активируют долговременную память, при этом отработка навыков может происходить как на стандартизированных пациентах с накладными муляжами, так и на сложном компьютеризированном оборудовании.

В симуляционном обучении большое значение также имеет управление уровнем стресса, который испытывают курсанты в различных ситуациях. По мере развития клинического сценария уровень стресса может нарастать до такого уровня, когда эффективное обучение становится невозможным. Хороший наставник способен почувствовать, насколько сильный стресс испытывает в данный момент курсант, и изменить ход сценария соответствующим образом.

Во время симуляционного тренинга обучение происходит и в случае, когда обучаемый выступает в роли медицинского персонала, и в роли пациента.
При организации симуляционного тренинга необходимо принять во внимание ряд важных обстоятельств, в том числе, правильно выбрать симуляционное оборудование, правильно с ним обращаться и выбрать правильный методический подход.

Важную роль в симуляционном обучении играет реалистичность среды обучения, однако более высокая степень реалистичности потребует дополнительных финансовых затрат, материально-технического обеспечения и эксплуатационных навыков. При этом важно помнить, что уровень реалистичности зависит от конкретной учебной цели, но не является определяющим фактором.

Основными факторами, которые важно учитывать при выборе метода симуляционного обучения, являются цели обучения, доступные материально-технические ресурсы и предпочтения самого обучаемого. Преимущества симуляционного обучения включают возможность экспериментирования, осмысления результатов собственных действий и прочное усвоение новых знаний в безопасной среде.

Обучение с применением симуляционных технологий – это образование, в котором симуляционные технологии играют вспомогательную роль.

Добавлен 05.09.2013

Тема: Электронные технологии в медобразовании


Стратегии преодоления психологического барьера у студентов при переходе на симуляционное обучение.

Гаупп Р.К.

Швейцария, Лауфен

Эдисим

Психологический барьер может стать серьезным препятствием в процессе обучения. Избежать его появления и повысить эффективность предстоящей учебной сессии поможет правильное дидактическое планирование и разработка концепта учебной сессии.

Преамбула: Симуляционные тренинги в целом воспринимаются студентами позитивно, повышают интерес курсантов к учебе и являются эффективным средством обучения. Тем не менее, курсанты могут столкнуться с трудностями при переходе с лекционного формата обучения к непосредственной практике на симуляционном оборудовании, что может привести к формированию психологического барьера.
Психологический барьер может оказаться серьезным препятствием в симуляционном обучении, однако существуют дидактические приемы, позволяющие решить эту проблему.
Методы: Анализ тематической литературы позволил выявить основные причины, по которым у курсантов может формироваться психологический барьер при переходе на симуляционное обучение. Наряду с моделью экспериментального обучения Колбса была разработана модель адаптации студентов к симуляционной практике.
Результаты: сюжет клинического сценария, правила поведения во время тренинга, возможность реализации индивидуального подхода и обеспечение обратной связи были названы ключевыми факторами, оказывающими влияние на адаптацию курсантов к новому формату обучения.
Выводы: Психологический барьер может стать серьезным препятствием в процессе обучения. Избежать его появления и повысить эффективность предстоящей учебной сессии поможет правильное дидактическое планирование и разработка концепта учебной сессии.

Добавлен 05.09.2013

Тема: Электронные технологии в медобразовании


Опыт создания тренингового центра при кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии

А.В. Колсанов, В.Д. Иванова, Р.Р. Юнусов, А.А. Дубинин, М.Ю. Мурушиди, А.С. Воронин, И.А. Бардовский, Б.И. Яремин

г. Самара, Россия

ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России

В Самарском государственном медицинском университете реализован передовой опыт создания тренингового центра при кафедре оперативной хирургии и клинической анатомии

С 2009 года на кафедре оперативной хирургии и клинической анатомии с
курсом инновационных технологий Самарского государственного медицинского университета создан инновационный Тренинговый центр. Центр оснащён симуляторами CAE Lap VR, РуСим Эндо и Васкуляр, эндохирургическими комплексами "dry lab" зарубежного и собственного производства, операционными микроскопами, рабочими местами для обучения тактике хирургических вмешательств при помощи медицинских компьютерных игр. На базе центра организованы и проводятся инновационные образовательные мастер-классы по эндоскопической хирургии (для хирургов, гинекологов, урологов). Проведено обучие более 80 слушателей из Самары, Пензы, Ульяновска, Краснодара и др. городов. В 2011 году в рамках модернизации здравоохранения прошли обучение 28 специалистов-онкологов на инновационном тренинговом цикле «Эндохирургические техники в онкологии» (72 часа). Инновационный тренинг включает в себя теоретическую часть (лекции), препаровку на трупном материале, видеосессию, работу на эндотренажерах и 3D симуляторах, работу на анимальных моделях. Основной целью деятельности инновационных образовательных мастер-классов является повышение качества теоретической подготовки и обучения
практическим навыкам у интернов, ординаторов и слушателей факультета
последипломного образования на основе использования инновационных
образовательных технологий. Основными задачами являются обеспечение последовательности и преемственности в освоении практических навыков по блоку дисциплин профессионального цикла у интернов, ординаторов и слушателей факультета последипломного образования, формирование и поддержание на необходимом уровне профессиональных навыков у интернов, ординаторов и слушателей факультета последипломного образования Университета с использованием муляжей, симуляторов, тренажеров, анимальных моделей, повышение качества теоретической подготовки интернов, ординаторов и слушателей факультета последипломного образования путем использования в образовательном процессе дистанционных образовательных технологий.
Успешный опыт реализации тренингового центра позволяет рекомендовать его внедрение в медицинских вузах России.

Добавлен 09.08.2013

Тема: Электронные технологии в медобразовании


"Виртуальный хирург 2D" - средство обучения этапам хирургических операций в виде компьютерной игры

А.В. Колсанов, А.Н. Краснов, А.С. Воронин, С.С. Чаплыгин, В.В. Жиров, Б.И. Яремин

г. Самара, Россия

ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России

В Самарском государственном медицинском университете разработана программа "Виртуальный хирург 2D" для изучения этапов выполнения хирургических операций

Современное медицинское образование сталкивается с происходящей технологической революцией, изменением информационной среды вокруг нас. Высокие современные требования к освоению практических навыков студентами-медиками, к актуализации учебного материала и приближению образовательной среды к новой среде практического здравоохранения делают виртуальные технологии в медицинском образовании ключевым направлением развития высшей медицинской школы. Для повышения качества изучения тактики выполнения и организации хирургических операций специалистами Самарского государственного медицинского университета разработана программа "Виртуальный хирург". Программа позволяет освоить этапы выполнения хирургических операций в виде компьютерной игры. Обучаемому предлагается на экране компьютера выполнить этапы оперативного вмешательства, начиная от подготовки инструментария до обязательных мероприятий послеоперационного периода. Это позволяет усвоить верную хирургическую тактику, запомнить правильную последовательность действий. Реализованы два режима работы компьютерной программы: обучающий и контрольный. В настоящее время созданы учебные двухмерные программы 12 операций, ведётся работа по портированию программы для работы в сети Интернет. Апробация системы в вузах Самары, Москвы, Пензы позволила ей высоко зарекомендовать себя и приобрести поклонников среди студентов и преподавателей. В настоящее время начато коммерческое распространение программы, готовится её веб-версия, которая позволит осуществлять доступ к ней широкого круга пользователей. Запланировано открыть формат кейза для конечного пользователя-вуза, что позволит академическим учреждениям привлекать свои ресурсы для дальнейшего развития и совершенствования клинических задач, реализованных в программе.

Добавлен 09.08.2013

Тема: Электронные технологии в медобразовании


Интерактивный атлас 3D-анатомии

А.В. Колсанов, С.С. Чаплыгин, Е.С. Петров, Б.И. Яремин, А.К. Назарян, В.Д. Иванова, Е.О. Рубан

г. Самара, Россия

ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России

В Самарском государственном медицинском университете разработан и внедрен 3D-атлас анатомии, не имеющий мировых аналогов

Анатомия человека в настоящее время переживает своё новое рождение. Появление возможностей 3D-моделирования и визуализации переводит качество изучения анатомии человека на новый уровень. Несмотря на существование и постоянное появление на рынке большого числа 3D-анатомических атласов, основным и распространённым их недостатком является низкая детализация и несоблюдение топографо-анатомического принципа. Как правило, различные органы расположены в таких атласах без учёта связочного аппарата, клетчаточных пространств, синтопии и скелетотопии органов. Средства демонстрации, являясь стандартными для 3D-моделей, хотя и позволяют выполнять с моделями рутинные действия (вращение, приближение и удаление, т.п.), не реализуют виртуальной препаровки 3D-модели. Отсутствует в подобных атласах и возрастная, вариантная, патологическая анатомия, интеграция с данными визуализационных методов исследования. Эти недостатки присущи как бесплатным, размещённым в сети Интернет, ресурсам, так и дорогостоящим атласам крупных производителей. Коллективом НОЦ «Виртуальные технологии в медицине», кафедры оперативной хирургии и клинической анатомии с курсом инновационных технологий Самарского государственного медицинского университета, совместно со специалистами IT-компаний ООО "Вебзавод" и ООО "Мажента Девелопмент" разработан атлас трёхмерной анатомии InBody. Он является уникальным по анатомическому, топографическому и клиническому наполнению и включает в себя модели более 12 слоев и систем человеческого тела (всего более 2 000 3D объектов), модели связочного аппарата, внутриорганные структуры объектов, включая кровеносные сосуды, иннервацию, пути оттока лимфы, протоки, долевое и сегментарное строение внутренних органов. В атласе также смоделировано более 100 типичных патологических состояний основных органов, включено около 4 Гб диагностической информации. Все модели в атласе представлены с естественными текстурами высокой достоверности, полученными методом фотофиксации биоматериала. Программный интерфейс атласа включает 4 основных режима работы:
1. «Просмотр» для интерактивной работы с 3D объектами;
2. «Сравнение» для сравнения парных органов, нормы и патологии, а так же различных патологических состояний между собой;
3. «Диагностика» для получения дополнительной диагностической информации КТ, МРТ, УЗИ;
4. «Проверка знаний» для составления тестов для проверки качества полученных знаний.
В настоящее время разработанный атлас под наименованием «InBody Anatomy» внедрён в учебный процесс Самарского государственного медицинского университета, а также передан для коммерческой реализации. Его использование должно сформировать новые стандарты преподавания анатомии человека (нормальной, топографической, патологической) и повысить его качество.

Добавлен 09.08.2013

Тема: Электронные технологии в медобразовании


Роль инновационных образовательных технологий в обучении студентов медицинских вузов.

Панина О.А., Солунина М.А., Краснопольская А.М., Маховая Л.В., Исаева В.А.

Воронеж

Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко

В статье рассматриваются современные подходы обучения студентов по специальности медико-профилактическое дело путем применения новых инновационных технологий в образовательном процессе Воронежской государственной медицинской академии.

В настоящее время основным направлением деятельности высшей школы является удовлетворение потребностей личности в знаниях, позволяющей ей адаптироваться в современном мире. В период активных социально – экономических перемен перед высшей школой стоят задачи подготовки образованного конкурентоспособного специалиста, отвечающего жёстким требованиям рыночной экономики. Кроме того, реформирование санитарно – эпидемиологической службы выдвигает новые задачи: наблюдение за состоянием здоровья населения и его прогнозирование, выявление причин возникновения как инфекционных, так и массовых неинфекционных заболеваний и разработка мер их профилактики.
В связи с этим возникает необходимость больше внимания уделять совершенствованию методов профессиональной подготовки студентов медико-профилактического факультета. Основная цель обучения студентов на медико – профилактическом факультете – это обеспечение соответствия содержания обучения стремительно меняющимся условиям жизни общества и вновь возникающим запросам противоэпидемической службы. Технология обучения базируется на основных принципах организации учебного процесса, ведущим из которых является – интеграция деятельности кафедры и базовых учреждений (ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области», дезинфекционная станция, ЛПУ). Важным звеном этой подготовки является внедрение электронного обучения для практических, элективных занятий и самостоятельной работы студентов.
В этой связи, на наш взгляд, весьма важным представляется обучение студентов умению использовать в практических условиях методы эпидемиологического анализа для установления причинно – следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания человека; умению проведения социально – гигиенического мониторинга и использованию полученных данных для оценки воздействия факторов риска на здоровье человека; умению проведения санитарно – эпидемиологических экспертиз. Особое внимание следует уделять изучению законодательной базы, вопросам правового обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия и умению работать с законодательными актами. Не менее важным представляется обучение основным методам социального и экономического анализа, необходимого для обоснования комплекса профилактических мероприятий и принятия управленческих решений; обучение работе с населением и со средствами массовой информации по вопросам профилактики инфекционных заболеваний. Важным подспорьем для этого является применение базы данных, разработанной преподавателями академии и сотрудниками ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области». База данных представлена бинарным файлом формата е-Book, размером 2,61 Мб и предназначена для сбора, хранения, автоматизации доступа к основным эпидемиологическим данным. Ключевыми параметрами являются основные модули обучения, нормативно – законодательные акты и другая вспомогательная информация, которая фиксируются в привязке к модулям обучения. Для удобства работы с материалом вся база данных разделена на 2 таблицы, таблица слева содержит 5 основных разделов и 13 подразделов. Нажатием курсора на наименование подразделов в правой таблице появляется текстовой материал, отображающий теоретическое содержание подраздела. Использование базы данных позволяет быстро и своевременно вносить изменения, в частности по вопросам правового обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения, чего невозможно добиться, используя только печатную учебную литературу для подготовки студентов. Таким образом, применение электронных материалов поможет поднять профессиональную подготовку студентов на новый современный уровень.

Добавлен 15.09.2012

Тема: Электронные технологии в медобразовании



Вернуться на страницу мероприятия


-


ГЛАВНАЯ | ДоктоRU | НеДоктоRU | ДилеRU
Добавить НОВОСТЬ | Добавить ССЫЛКУ на САЙТ | Регистрация в базе СПЕЦИАЛИСТЫ | Добавить ВЫСТАВКУ, КОНФЕРЕНЦИЮ
ENGLISH | НАВИГАЦИЯ | ТЕХНИКА | БЕЗОПАСНОСТЬ | СПЕЦИАЛИСТЫ | ЦЕНТРЫ | КАТАЛОГ | СПЕЦИФИКАЦИИ, ЦЕНЫ | ФИРМЫ | НОВОСТИ | АССОЦИАЦИИ | СЪЕЗДЫ, ВЫСТАВКИ | ЛИТЕРАТУРА | СТАТЬИ | ИНТЕРНЕТ | ОБУЧЕНИЕ | МЕД. ЭКОНОМИКА | ГДЕ? КАК? ПОЧЕМ? | ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ | ОПЕРАЦИИ | СЛОВАРЬ | СОТРУДНИЧЕСТВО | КОНТАКТЫ | ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ

Главный редактор сайта проф.  

    Координатор проекта  

Copyrights © 2000-2012. EndoХирургиЯ. MDG
При использовании в любой форме материалов сайта - ссылка на него обязательна