ДоктоRU :

 ЛИТЕРАТУРА 

 БЕЗОПАСНОСТЬ 

ОБУЧЕНИЕ

 СЪЕЗДЫ, ВЫСТАВКИ 

 НеДоктоRU :

ОПЕРАЦИИ

 СЛОВАРЬ

ХИРУРГИ

ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ 

 ДилеRU :

ТЕХНИКА

БОЛЬНИЦЫ

  ОБЩЕСТВА 

СОТРУДНИЧЕСТВО

Добавить
Основные страницы
ДоктоRU
НеДоктоRU
ДилеRU
САЙТЫ-ПАРТНЕРЫ

Международная конференция "Симуляционное обучение в медицине РОСОМЕД-2014"

Кадавер-классы в практике симуляционно-тренинговых центров и медицинских вузов

Иванов А.А., Сергеенко А.Е., Чижикова И.О.

Москва

ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России Учебный центр инновационных медицинских технологий

До настоящего времени в Российской Федерации использование кадаверного (трупного) материала для изучения анатомии и отработки техники оперативных вмешательств практиковалось без необходимой правовой поддержки. Изменения федерального законодательства в части использования в учебных целях тел умерших позволяют легально применять данный вид обучения врачей, широко распространенный во всем мире.

Введение
До настоящего времени в Российской Федерации использование кадаверного (трупного) материала для изучения анатомии и отработки техники оперативных вмешательств практиковалось без необходимой правовой поддержки. Изменения федерального законодательства в части использования в учебных целях тел умерших позволяют легально применять данный вид обучения врачей, широко распространенный во всем мире.
Цель
Оценить возможность использования кадаверного материала в учебных целях, описать преимущества проведения кадавер-классов в условиях университетских тренинговых центров.
Материалы и методы
С 2012 года, когда вузам и профильным научным институтам законодательно было разрешено использование кадаверного материала в учебных целях, в РНИМУ им. Н.И. Пирогова сформирована рабочая группа, в задачу которой входила организация данного вида деятельности. Итогом работы группы стала полностью оформленная структура лаборатории, осуществляющая централизованный прием, консервацию, хранение, использование и захоронение тел умерших для всех структурных подразделений университета.
Кадаверный материал используется для преподавания студентам медицинских вузов курсов по анатомии, морфологии и оперативной хирургии. На этапе постдипломной подготовки врачей хирургических и смежных специальностей освоение новых методик и отработка практических навыков также идет с применением данных образовательных технологий.
Кадавер-класс для врачей в Учебном центре инновационных медицинских технологий строится по классической схеме преподавания топографической анатомии и оперативной хирургии. «Живая» лекция топографо-анатома «у стола» с демонстрацией морфологических деталей продолжается хирургом, который объясняет и показывает технику оперативного вмешательства. Во второй части образовательного мероприятия курсанты под руководством преподавателей самостоятельно выполняют все запланированные манипуляции.
При анкетировании врачей, участвующих в кадавер-классе, подавляющее большинство респондентов (92%) выразило готовность вновь принять в них участие.

Выводы
Опыт функционирования профильного подразделения в университете по работе с кадаверным материалом свидетельствует о возможности создания единых структурных единиц в медицинских вузах, занимающихся этими вопросами прицельно, что целесообразно с экономических, юридических и организационных позиций.
Проведение кадавер-классов для врачей на базе Учебного центра инновационных медицинских технологий РНИМУ им. Н.И. Пирогова доказывает их востребованность среди специалистов. В связи с этим, данный формат постдипломного обучения может занять свою нишу в общей системе непрерывного медицинского образования в Российской Федерации.

Добавлен 01.09.2014

Тема: Симуляционный центр: создание и эффективное управление


Опыт работы симуляционного центра и оценка его эффективности глазами обучающихся.

Туш Е.В., Платонова Т.В., Потемина Т.Е., Фадеев А.Д.

Нижний Новгород

ГБОУ ВПО НижГМА Минздрава России

Цель работы - оценить уровень практической подготовленности выпускников глазами обучающихся с целью повышения мотивации и соответственно качества обучения на базе центра практических умений (ЦПУ). Выявлена высокая мотивация к обучению в центре практических умений у студентов различных курсов и выпускников медакадемии. Следует отметить, что формы активного участия студентов в процессе обучения (ролевые игры, взаимообучение) повышают и мотивацию, и качество обучения.

Введение:
В настоящее время для соответствия общеевропейским стандартам подготовки, оговоренным Болонскими соглашениями, требуется внедрение инновационных технологий и современного оборудования в процесс обучения врача. Однако не меньшее значение для результатов обучения имеет заинтересованность обучаемых в результате.
Цель. Оценить уровень практической подготовленности выпускников глазами обучающихся с целью повышения мотивации и соответственно качества обучения.
Материалы и методы:
В Нижегородской государственной медицинской академии с 2004 г. функционирует Центр практических умений (ЦПУ), созданный по решению Ученого Совета от 13.02.2004. Главной целью ЦПУ стало повышения качества обучения студентов и курсантов медицинской академии практическим умениям оказания доврачебной и врачебной помощи.
В соответствии с современными образовательными стандартами выпускникам медицинских ВУЗов предъявляются достаточно высокие требования к усвоению практических навыков. Это требует преемственности и этапности в обучении студента: обучение навыку в ЦПУ - обучение в течение года на больном – закрепление на летней производственной практике – экзамен в ЦПУ. Кроме того, чем раньше начинается работа в ЦПУ и с больными – тем выше мотивация студентов на медицинскую деятельность. Особенно это актуально на педиатрическом факультете.
Так, в нашем ЦПУ внедрен этапный метод обучения навыкам скорой и неотложной помощи. На первом курсе студенты на базе ЦПУ обучаются оказывать первую доврачебную медицинскую помощь: проводить ИВЛ способом «рот-в-рот», «рот-в-нос», проводить непрямой массаж сердца.
На втором курсе происходит закрепление навыка, кроме того студенты обучаются оказывать помощь при желудочных, кишечных, носовых и легочных кровотечениях.
На третьем курсе студенты обучаются приемам доврачебной помощи, а именно: оценивать степень дыхательной недостаточности, проводить туалет верхних дыхательных путей, использовать воздуховод при бессознательных состояниях, выполнять закрытый массаж сердца, внутрисердечное введение медикаментов, искусственное дыхание «рот в рот» и с помощью дыхательного мешка, методике последовательного выполнения лечебных действий при сердечно-легочной реанимации и методике использования аппаратуры для реанимации на машине скорой помощи.
На 4 курсе происходит закрепление навыков оказания первой врачебной помощи не только взрослым пациентам, но и детям разных возрастных групп, проведения интубации трахеи.
На 5 курсе студенты обучаются в рамках курса неонатологии оказанию реанимационной помощи новорожденным: оценивать состояние новорожденного по шкале Апгар, оценивать тяжесть дыхательной недостаточности у новорожденного по шкале Сильвермана, методика непрямого массажа сердца, искусственного дыхания, санации верхних дыхательных путей у новорожденных.
На 6 курсе происходит закрепление полученных навыков в рамках разработанных сотрудниками кафедр ролевых игр.
Для уточнения эффективности работы студенческих групп в ЦПУ разработана анонимная анкета «Центр практических умений глазами студента». Результаты. При тестировании среди студентов 3 курса педиатрического факультета в рамках подготовки к летней производственной практике «помощник фельдшера скорой медицинской помощи» (всего 80 человек) было выявлено, что около трети студентов стали бы заниматься с тренажерами ЦПУ во внеучебное время. Хотя все студенты отмечают повышение уровня своей практической подготовленности после работы в ЦПУ, около 10% все таки считают недостаточным время, уделенное непосредственно освоению умений в ЦПУ. По самооценке студентов степень освоения практических навыков поднимался с 20-46% до занятий до 44-80% после проведения обучения в центре практических занятий. При проведении ролевых игр среду студентов 6 курса выявлено, что студенты традиционно ориентированы на индивидуальное обучение и диалог студент-преподаватель. Навыки командной работы развиты недостаточно. Кроме того студентам более привычно линейное изложение материала, нежели интерактивное действие. Однако всем обучаемым опыт командной игры показался интересным и способствующим более глубокому освоению материала. При тестировании клинических интернов-педиатров получено, что все они хотели бы продолжать обучение в центре практических умений, преимущественно (80%) в виде ролевых игр. Самостоятельно заниматься хотели бы только 40% опрошенных, остальным в процессе обучения требуется наставник. Еще одной привлекательной формой обучения для интернов и ординаторов явилось создание ими для младших коллег обучающих пособий и фильмов «обучая — обучайся сам». Все опрошенные интерны отмечают, что занятия в ЦПУ пригодились им в практической деятельности врача-педиатра.
Выводы. Выявлена высокая мотивация к обучению в центре практических умений у студентов различных курсов и выпускников медакадемии. Следует отметить, что формы активного участия студентов в процессе обучения (ролевые игры, взаимообучение) повышают и мотивацию, и качество обучения.

Добавлен 29.08.2014

Тема: Симуляционный центр: создание и эффективное управление


Опыт организации и проведения обучения курсантов в Московском областном симуляционном тренинг-центре при МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского

Агафонов Б.В., Руденко М.В., Володин А.С., Кривенко В.Ф., Вольфсон С.Д., Жукова А.Э.

г. Москва

ГБУЗ МО "Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского"

В МОНИКИ с 2014 г. обязательной составляющей системы медицинской подготовки является симуляционное обучение. Такое обучение стало возможным после разработки и создания при институте тренинг-центра с учетом рекомендаций Российского общества симуляционного обучения в медицине.

Московский областной симуляционный тренинг-центр в пилотном варианте состоит из 3-х модулей обучения: первой помощи, экстренной медицинской помощи и специализированной медицинской помощи.
Модуль "Первая помощь" и "Экстренная медицинская помощь» сформирован за счет симуляционного оборудования кафедр медицины катастроф и скорой медицинской помощи, представленного продукцией Laerdal.
На модуле "Первая помощь" проходят подготовку руководящие кадры объектов здравоохранения и муниципальных органов управления здравоохранением, их заместители (в том числе по ГОЧС, не имеющие медицинского образования), занимающиеся на кафедре медицины катастроф, а также медицинские специалисты, обучающиеся на различных кафедрах ФУВ МОНИКИ. На модуле отрабатываются приемы первой помощи, утвержденные приказами Минздрава РФ № 477н от 2011 г., № 905н от 2011 г., № 70н от 2013 г., № 61н от 2013 г.
При отработке приемов используются следующие средства симуляционного обучения: наглядные пособия, манекены "Оживленная Анна" и "поперхнувшийся Чарли", учебный дефибриллятор Powerheart AED, набор манекенов с имитацией различных травм Ultimate Hurt и комплект модулей травмы "Practoplast".
На модуле "Экстренная медицинская помощь" проходят подготовку врачи и средний медицинский персонал, обучающиеся на кафедре медицины катастроф, а так же кафедрах скорой медицинской помощи, общей врачебной практики, анестезиологии и реаниматологии. Программа тренинга построена с учетом клинических рекомендаций (протоколов) по оказанию скорой медицинской помощи в экстренной форме.
На первом учебном месте обучаются приемам устранения острых нарушений дыхания путем установки воздуховода, ларингеальной трубки и комбитуба, проведение коникотомии (крикотиреотомии), плевральной пункции и ингаляции кислорода. В качестве симуляторов используются тренажер для отработки навыков восстановления проходимости верхних дыхательных путей Laerdal Airway Management Trainer, имитатор крикотиреотомии Cricoid Stick Trainer, тренажер пневмоторакса Pneumothorax Trainer и набор для дренирования плевральной полости.
На втором учебном месте отрабатываются приемы пунктирования и катетеризации периферических сосудов (методы Сельдингера, трокафлекс и венофлекс), костного доступа, различные методы обезболивания и инфузионной терапии. Отработка приемов проводится на учебном комплекте руки с венозной сетью с использованием систем для инфузионной терапии и набора для конюлизации трубчатых костей.
На следующем учебном месте ведется тренинг в объеме немедленной сердечно-легочной реанимации. Оно оснащено современным оборудованием, предназначенным не только для отработки практических навыков сердечно-легочной реанимации, но и для аттестации курсантов по стандарту ERC 2010.
На четвертом учебном месте проводится обучение приемам временного гемостаза (наложения кровоостанавливающего жгута, гемостатического перевязочного средства, кровоостанавливающего зажима на рану и тазовой повязки, тугой тампонады раны), иммобилизации (с использованием различных типов и видов шин) и наложения повязок, используя при этом средства из укладки общепрофильной и набора противоожогового.
Последнее учебное место предназначено для обучения методикам проведения пункции (катетеризации) мочевого пузыря и зондирования желудка на соответствующих учебных модулях.
Модуль «Специализированная медицинская помощь» в настоящее время представляет собой тренинг-операционную, позволяющую проводить обучение на лапароскопическом и анестезиологическом комплексах тренажера эндоскопических операций, разработанном сообществом ведущих специалистов МОНИКИ и инновационной компании «ЭЙДОС-МЕДИЦИНА» (г. Казань).
Лапароскопический комплекс «Пациент» позволяет выполнять базовые навыки в эндоскопической хирургии, а также проводить операции: холицистэктомию, гистерэктомию и аппендэктомию.
Анестезиологический комплекс представляет собой отдельную стойку с согласованным компьютером, дыхательным компрессором и блоком обратной связи. В настоящее время комплекс позволяет проводить наркоз «Пациенту», следить за дыханием и контролировать его. Кроме того, в комплекс заложена возможность имитации «аварийных» ситуаций: газовой эмболии, бронхоспазма, анафилактического шока, тахикардии и брадикардии.
В процессе обучения ведётся мониторинг действий курсантов. По окончании выполнения упражнения можно получить оценку действий с подробным указанием ошибок, а также просмотреть видеозапись.
Бесспорный приоритет симуляционного обучения в системе непрерывного медицинского образования дает нам право на продолжение совместных научно-прикладных исследований МОНИКИ и компании «ЭЙДОС-МЕДИЦИНА» в этом направлении.

Добавлен 28.08.2014

Тема: Симуляционный центр: создание и эффективное управление


СТУДЕНТЫ КАК АКТИВНЫЕ УЧАСТНИКИ СВОЕЙ ПОДГОТОВКИ

Золотова Е.Н.

Москва

ГБОУ ВПО Первый МГМУ им.И.М. Сеченова

Статья содержит информацию о работе студентов в роли тьюторов симуляционного обучения. Приводится описание основных проблем, с которыми сталкиваются молодые инструкторы, способы их решения.

Опыт работы студентов, в роли преподавателей (тьюторов) в коучинг-центре «Учебной виртуальной клинике «Mentor Medicus» Первого МГМУ им.И.М. Сеченова небольшой, с сентября 2013 года. На сегодняшний день в центре работают около 20 тьюторов. С их помощью,139 учащихся старших курсов за 2013-2014 гг. смогли подготовиться и сдать экзамен на сертификат среднего медицинского персонала, было проэкзаменовано по отдельным практическим навыкам 1500 студентов 4, 5, 6 курса, а также 72 студента ЦИОП «Медицины будущего» смогли попробовать свои силы в экзамене, с использованием симуляции.
Тьюторы привлекаются как для проведения непосредственно тренингов, так и к работе в роли экзаменаторов. Для экзамена в центре существуют листы экспертного контроля, где четко и недвусмысленно прописаны каждые действия кандидата на сдачу экзамена. В задачи тьютора входит только констатировать в листе, что было продемонстрировано на тренажере, озвучивая ситуацию от лица пациента. Одна из трудных задач в такой ситуации беспристрастно, без комментариев и уточняющих вопросов общаться с экзаменуемым.
В этом году, совместно с сотрудниками центра и его экспертного совета, тьюторы участвовали в разработке листов экспертной оценки по следующим манипуляциям: физикальный осмотр пациента с заболеванием сердечно-сосудистой системы, а также ведение родов.
В центре функционирует коммерческая программа – курс довузовской подготовки и ранней профессиональной ориентации для учащихся 10 классов «Шаг в медицину». Одним из результатов такой подготовки организаторы курса считают – формирование зависимости от симуляционного обучения. у подрастающего поколения медиков. Когда они, прежде чем работать с пациентом, должны испытывать потребность сдать экзамен на роботах. Это будет формировать более безопасную среду в нашей системе здравоохранения. Большое количество школьников в прошедшем году осваивали эту программу под руководством тьюторов. Участие тьюторов в этой программе – это для них не только возможность получать дополнительный опыт в роли преподавателя, но и возможность заработать. Вся остальная деятельность реализуется на волонтерской основе.
Центр не занимается агитацией студентов для работы в качестве преподавателей (тьюторов) так как, при большом количестве случайных студентов, работающих в центре, снижается эффективность проводимых тренингов. А без дополнительной мотивации со стороны администрации Университета, начинает работать «естественный отбор», благодаря которому остаются максимально заинтересованные ребята.
При наборе определённых личностных качеств, таких как любовь к труду, любознательность, сообразительность, любой студент может быть принят в состав тьюторов. Сотрудники центра проводят необходимые тренинги по их подготовке и дальнейшему обучению.
Среди причин, заставляющих студентов тратить свое время, снова и снова приходить в центр, можно выделить следующие:
• Полный доступ к тренажерам центра (под руководством сотрудников центра и специалистов конкретной области). Оборудование центра позволяет практиковаться в таких направлениях, как: эндоскопическая хирургия, акушерство и гинекология, аускультация сердца, ультразвуковая диагностика, гибкая эндоскопия, анестезиология и реаниматология, неотложная и экстренная медицинская помощь.
• Повторение поддерживает уровень практических навыков на достаточно уроне, чтобы их можно было применять в реальной жизни.
• Бесценный опыт преподавательской и организаторской деятельности.
• Знакомства с интересными людьми.
В своей преподавательской деятельности тьюторы сталкиваются с рядом проблем. Пожалуй, на первый план выходит вопрос субординации. Для того, чтобы с этим справляться нужно на период занятия забывать о личных взаимоотношениях и неудобстве, а руководствоваться только объективной стороной вопроса. С этим противоречием помогают также справиться четко разработанные план занятия, инструкции по выполнению манипуляций и строгая система оценки.
В отдельную группу учеников можно выделить школьников. Их отличает низкая заинтересованность и мотивированность в занятиях (решение о прохождении курса занятий принимается школой, родителями, и большинство школьников приходят на тренинги, как правило, под гнетом взрослых). К основным функциям инструктора, таким как правильная подача информации, расставление приоритетов, добавляется постоянное, как бы насильное удерживание внимания. Вдобавок к этому, уровень знаний школьников, значительно ниже, чем у студентов. Поэтому приходится искать нужные слова для простого объяснения вещей, которые для студентов и практикующих специалистов уже принимаются без объяснений.
Резюмируя вышесказанное: от сотрудничества университета, в лице центра, и студентов, в роли преподавателей, обе стороны оказываются в выигрыше. Совместная работа приносит больше плодов, чем затрачивает сил. Тьюторство это интересная и полезная практика в студенческие годы. И в завершение: если что-то очень долго не получается, нужно просто изменить подход.

Добавлен 26.08.2014

Тема: Симуляционный центр: создание и эффективное управление


Симуляционное обучение в Нижегородской государственной медицинской академии

Фадеев А.Д., Платонова Т.В., Рахимов А.Т., Потемина Т.Е., Цыбусов С.Н.

Нижний Новгород

Нижегородская Государственная медицинская академия

Центр практических умений (ЦПУ) НижГМА создан в соответствии с решением Ученого Совета от 13 февраля 2004 года и является одним из важнейших структурных подразделений академии. Центр НижГМА оснащен оборудованием, позволяющим методично отрабатывать практические умения по оказанию неотложной помощи и уходу за больным на всех этапах обучения в академии.

Центр практических умений (ЦПУ) НижГМА создан в соответствии с решением Ученого Совета от 13 февраля 2004 года и является одним из важнейших структурных подразделений академии.
Цель работы центра: обучение студентов и курсантов медицинской академии практическим умениям оказания доврачебной и врачебной помощи.
Задачи ЦПУ в условиях действия новых Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, нацеленных на повышение роли практики в обучении будущих врачей, являются крайне важными. Это
- обеспечение условий для обучения на фантомах и муляжах практическим умениям, а также проведение лечебно-диагностических процедур и лечебных манипуляций, обусловленных программой обучения,
- обеспечение условий для подготовки студентов к оптимальному прохождению производственной практики,
- итоговая проверка качества знаний студентов по окончании учебной и производственной практики,
- обеспечение условий для оценки качества владения выпускников академии обязательным объемом практических навыков и умений, предусмотренных образовательными программами,
- организационное, учебно-методическое обеспечение учебного процесса в части освоения практических умений.
Центр НижГМА оснащен оборудованием, позволяющим методично отрабатывать практические умения по оказанию неотложной помощи и уходу за больным на всех этапах обучения в академии. Имеются залы отработки базовой СЛР, реанимации новорожденных, скорой медицинской помощи, ухода за больным.
Занятия на базе ЦПУ проводят преподаватели кафедр с привлечением сотрудников Центра и других структурных подразделений академии в соответствии с программой и расписанием, утвержденными проректором по учебной работе в объеме установленной учебной нагрузки.
В последние годы роль работы Центра практических умений в силу повышения актуальности приобретения обучающимися практических навыков и умений заметно возрастает. Посещаемость ЦПУ увеличивается с каждым годом, что, естественно, требует новых подходов к организации его работы. В свете новых требований времени в НГМА в январе 2014 года создан Симуляционно-тренажерный комплекс, который будет функционировать сразу на нескольких базах и включать в себя имеющийся Центр практических умений, Центр хирургических умений, Центр терапевтических умений и ухода за больными, Стоматологический симуляционный центр, Акушерско-гинекологический симуляционный центр и Учебную аптеку. Создание нового симуляционного комплекса позволит повысить качество практической подготовки как студентов и ординаторов медицинской академии, так и практических врачей, которые могут воспользоваться современными тренажерами и симуляторами для повышения квалификации.

Добавлен 28.05.2014

Тема: Симуляционный центр: создание и эффективное управление


Кадры для симуляционного обучения

Свистунов А.А., Шубина Л.Б., Грибков Д.М., Горшков М.Д., Леонтьев А.В.

Москва

ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова

Одним из сдерживающих факторов в развитии симуляционного обучения в РФ является отсутствие адекватных кадров для разработки методических материалов и проведения учебного процесса с использованием такого богатства. Предлагаются варианты решения этой проблемы.

В отечественном симуляционном образовании отмечаются такие проблемы, как: 1) привлечение опытных специалистов в качестве преподавателей; 2) сохранение статуса медицинского работника для врачей и медицинских сестер, переходящих в такие центры на штатную должность основного работника; 3) источник финансирования достойной заработной платы штата центра.

Вопрос привлечения компетентных специалистов в структуры симуляционного обучения не нов – сходный кадровый голод наблюдается практически в любой сфере.

Было установлено (Шубина Л.Б., 2011), что одним из важных факторов успешного обучения в симуляционных центрах является клиническая компетентность преподавателей. Поэтому для них важно иметь постоянное место работы в клинике и лишь часть времени отводить симуляционному тренингу.

Основная работа центра должна обеспечиваться штатными сотрудниками (инженерно-технический и учебно-методический персонал). Статус медицинского работника - многогранное юридическое понятие и зависит от степени ответственности перед пациентами и обществом. Степень ответственности в структуре образования иная и обеспечивается статусом педагогического работника, поэтому при переходе полностью в сферу образования снимает груз ответственности статуса медработника.

Основа для находок в среде симуляционного тренинга – это интерес к содержанию работы и результату, когда на твоих глазах из неумелого ученика вырастает специалист. Но помимо интереса необходимы и «побуждающие» организационные условия: наличие прописанных процедур взаимодействия участников учебного процесса, единой базы методических материалов, системы инженерно-технического обслуживания, грамотно составленных должностных инструкций, контроля администрации, мониторинга мнения обучаемых. Также обязательны регулярные инструктаж и обучение сотрудников.

Соотношение постоянных и привлекаемых на условиях частичной занятости сотрудников обсуждаемо, но по опыту лучше взять 4 специалистов на 0,25 ставки, с четким графиком работы, с организацией между ними здоровой конкуренции, чем содержать 1 сотрудника, который нигде, кроме симуляционного центра не бывает.

Откуда у центра появятся штатные единицы? Этот вопрос тесно связан с финансированием его текущей деятельности: «А кто будет за всё это платить?». Если речь идет об административных, инженерных и ставках учебных мастеров, то они рассчитываются по количеству обслуживаемого оборудования на балансе организации. Это и есть ставки базового персонала симуляционного центра. Сюда неплохо добавить ставку психолога, которая связанна с инновационностью применяемых методик обучения.
Оплата непосредственно учебного процесса «привязана» к количеству и виду учебных часов в центре. Основные аудиторные часы обеспечиваются профессорско-преподавательским составом. Самостоятельная работа обеспечиваются учебными мастерами (инструкторами) центра. На дополнительные (внебюджетные) занятия ставки не предусматриваются, и оплата труда обеспечивается договорами возмездного оказания образовательных услуг.

Мы сочетаем в ходе симуляционного занятия работу маститых и начинающих специалистов (интернов и ординаторов, прошедших симуляционные тренинги и приступивших к работе с пациентами). При таком «кадровом решении» начинающие преподаватели познают тонкости и нюансы, с тем чтобы их подопечные не перенесли виртуальные ошибки в реальную жизнь.

Еще одним решением кадрового обеспечения Учебного виртуального комплекса ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М.Сеченова стало создание «Корпуса тьютеров» на волонтерской основе. Основные положения о работе тьютеров: добровольная основа; тьютером может стать любой; количество тьютеров ограничено; срок работы не менее 1 учебного года; работа не оплачивается, но поощряется возможностями доступа к развитию своих профессиональных компетенций, испытанием своих сил в работе с различными категориями специалистов (профессиональное общение), преимуществами при поступлении на различные программы обучения и карьерным ростом внутри Университета, привлечением к проведению мероприятий на коммерческой основе.

Кандидаты в тьютеры должны пройти обучение по модулям симуляционного обучения и продемонстрировать эталонное выполнение навыков.
Тьютеры участвуют в разработке алгоритмов и листов экспертной оценки для новых модулей, работают в качестве эксперта при тестировании студентов, готовят кандидатов для пополнения корпуса тьютеров.

Особый интерес вызывает возможность использования в качестве тьюторов дипломированных специалистов и бакалавров, проходящих обучение в магистратуре по специальности «Сестринское дело». Обучающимся в магистратуре по данной специальности» тьюторство засчитывается прохождением производственной (педагогической, управленческой) практики.

Добавлен 10.08.2013

Тема: Симуляционный центр: создание и эффективное управление


ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ОРЕНБУРГСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ

Юльметова И.Г., Юдаева Ю.А., Мигачева Т.Г.

Оренбург

Оренбургская государственная медицинская академия

В Оренбургской медицинской академии создан обучающий симуляционный центр. Центр позволяет на вузовском этапе обучения освоить студенту навыки ухода за тяжелыми пациентами, общего ухода за новорожденными и детьми младшего возраста, аускультации сердца и легких, сердечно-легочной реанимации взрослых и новорожденных, основные принципы родовспоможения.

Обучающий симуляционный центр (ОСЦ) при ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия Минздрава России» был открыт с целью реализации требований Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.01.07г. № 30 «Об утверждении Порядка допуска студентов высших и средних медицинских учебных заведений к участию в оказании медицинской помощи гражданам».
Мероприятия, проведенные по организации работы ОСЦ:
• Разработан проект симуляционного центра, согласно которому в центре выделены следующие модули: модуль по общему уходу (палата, манипуляционная, процедурный кабинет); модуль по терапии; модуль по педиатрии; модуль по анестезиологии и реаниматологии; класс интерактивного обучения; учебные комнаты для теоретического разбора материала;
• Определение целей и задач ОСЦ, разработка и принятия положения об ОСЦ на Ученом совете академии;
• Под центр выделено 563 м2 и проведены ремонтные работы;
• Составлен перечень практических навыков, отрабатываемых в рамках каждого из модулей;
• Закуплено имитационное оборудование (62 наименования);
• Разработано методическое обеспечение имитационной программы практической подготовки на додипломном этапе (паспорт модуля, стандарты обученности по практическим навыкам, балльно-рейтинговая система оценки уровня освоения практических навыков и умений).
Основные задачи ОСЦ:
- формирование практических профессиональных навыков у студентов на муляжах и тренажерах в соответствие с утвержденными планами и программами специальностей высшего профессионального образования, реализуемого академией;
- контроль качества процесса формирования и совершенствования практических профессиональных навыков студентов;
- изучение и внедрение передового опыта работы кафедр академии и других медицинских вузов по повышению качества обучения практическим профессиональным навыкам студентов.
В настоящее время работа ОСЦ направлена на студентов лечебного, педиатрического факультетов с 1 по 6 курс. На вузовском этапе идет обучение базовым навыкам, цель которого – освоение основных медицинских манипуляций и профессиональная ориентация будущих врачей. Симуляционное оборудование Центра позволяет студенту освоить навыки ухода за тяжелыми пациентами терапевтического и хирургического профиля, общего ухода за новорожденными и детьми младшего возраста, аускультации сердца и легких. Центр оснащен оборудованием для освоения и совершенствования базовых навыков по акушерству и гинекологии. Важным направлением является формирование навыков базовой и специализированной сердечно-легочной реанимации взрослых и новорожденных.
Наш опыт показывает, что использование симуляцонных технологий в учебном процессе способствует мобилизации знаний студентов, привлекает техническим обеспечением и эмоциональной составляющей, облегчает переход к реальным практическим навыкам, снижая риск для пациента. В связи с этим, создание симуляционных центров представляется разумным и перспективным направлением в медицинском образовании. Такой центр должен быть не только местом для отработки практических навыков и манипуляций, но и осуществлять учебно-методическую работу и научно-экспериментальный поиск новых технологий в формировании профессиональных компетенций на всех этапах обучения.

Добавлен 06.08.2013

Тема: Симуляционный центр: создание и эффективное управление


Опыт создания симуляционного центра на базе ФГБУ «Ростовский научно-исследовательский институт акушерства и педиатрии» Минздрава России

Каушанская Л.В., Баринов В.А., Ширинг А.В., Михельсон А.А.

Ростов-на-Дону

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Ростовский научно-исследовательский институт акушерства и педиатрии» Министерства здравоохранения Российской Федерации

С появлением на отечественном рынке новейших технологий возникла потребность широкого внедрения инновационного подхода к обучению и профессиональной переподготовке врачей. На базе симуляционных центров врачи получают не только теоретические знания, но и совершенствуют практические навыки при возникновении критических ситуаций в акушерской практике, при развитии неотложных состояний у новорожденных различного срока гестации, проведение реанимационных мероприятий в родовом зале.

С появлением на отечественном рынке новейших технологий возникла потребность создания и широкого внедрения инновационного подхода к обучению и профессиональ-ной переподготовке врачей.
Перед нашим здравоохранением открывается путь, по которому уже многие годы идут западные коллеги – развитие симуляционного обучения. В настоящее время у нас в стране уже действует несколько симуляционных центров высокого класса, по уровню ос-нащенности сопоставимых с ведущими зарубежными центрами.
У симуляционных центров есть принципиальные отличия от обычных способов обу-чения. На их базе врачи получают не только теоретические знания, но и совершенствуют практические навыки при возникновении критических ситуаций в акушерской практике, при развитии неотложных состояний у новорожденных различного срока гестации, прове-дение реанимационных мероприятий в родовом зале.
Знания по оказанию помощи в критических ситуациях невозможно приобрести и по-полнить на пациентах, в связи с этическими и другими причинами. Критические ситуа-ции, которые в практике встречаются редко, при помощи манекенов можно воспроизво-дить неограниченное количество повторов, в условиях полностью соответствующих ре-альности.
На основании постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. №1069 «О финансовом обеспечении за счет бюджетных ассигнований федерально-го бюджета создания обучающих симуляционных центров в федеральных государствен-ных учреждениях» на базе ФГБУ «РНИИАП Минздрава России» в ноябре 2012г открыт симуляционный центр (СЦ).
Ввод центра в эксплуатацию был осуществлен в несколько этапов:
• выделение места для расположения центра, составление сметы и проведение ре-монта на конкурсной основе.
• маркетинговые исследования, составление и подача заявки на оборудование для СЦ.
• проведение аукциона и подписание Государственных контрактов на поставку обо-рудования согласно утвержденной заявке.
• определение места СЦ в структуре института.
• составление учебно – тематическго плана циклов усовершенствования.
• Монтаж и ввод в эксплуатацию оборудования.
Основной функцией данного подразделения является не только обучение, но и по-вышение эффективности обучающих симуляционных технологий в области неонатологии, акушерства и гинекологии, реанимации и анестезиологии.
Симуляционный центр включает в себя учебные классы, которые воссоздают усло-вия работы в родильном зале, эндоскопической операционной, отделении реанимации и интенсивной терапии для новорожденных, отделении анестезиологии и реанимации.
В учебных зонах установлено современное лечебное и диагностическое оборудова-ние, подключенное к электрическим и газовым коммуникациям.
Для усвоения и совершенствования мануальных навыков используются высокотех-нологичные роботизированные манекены и современное реанимационное оборудование, размещенные в акушерско – гинекологическом и неонатологическом модуле центра. Ма-некены новорожденных имеют высокий уровень реалистичности, соответствуют парамет-рам доношенных и глубоконедоношенных новорожденных. Симуляторы издают звуки, способны двигать конечностями, изменять цвет кожных покровов, производить дыхатель-ные движения, имитировать сердечную деятельность
При обучении врачей используется самая современная медицинская аппаратура: ап-парат искусственной вентиляции легких, открытые реанимационные системы, инкубаторы и др.
Компьютеризированная система видео-мониторинга, расположенная в учебных зо-нах, позволяет записывать и анализировать действия, как отдельных специалистов, так и всей медицинской бригады. Это существенно повышает эффективность образовательного процесса.
На базе симуляционного центра проводятся 72 часовые тематические курсы:
• «Клиническое акушерство» (практический курс с использованием симуляционных платформ и тренажеров родов)
• «Лапароскопия в акушерстве и гинекологии» (практический курс с использованием симуляционных тренажеров)
• «Интенсивная терапия в неонатологии – практические навыки и умения»(на базе обучающего симуляционного центра)
• «Анестезия, интенсивная терапия и реанимация в акушерском и гинекологическом стационарах» (на базе обучающего симуляционного центра).
За период с ноября 2012г по июль 2013г в центре проучено 220 врачей из ЮФО и СКФО.
Преподавателями симуляционного центра являются научные сотрудники ФГБУ РНИИАП» МЗ России: акушеры – гинекологи, неонатологи, анестезиологи - реанимато-логи, доктора и кандидаты медицинских наук.
Постоянный тренинг мануальных навыков, опирающийся на современные теорети-ческие медицинские знания, позволит сформировать высококвалифицированных специа-листов готовых решать любые, в том числе и нестандартные, клинические задачи.

Добавлен 30.07.2013

Тема: Симуляционный центр: создание и эффективное управление


Опыт симуляционного обучения в Учебно-клиническом центре Управления здравоохранения г.Астана

Мусина Р.Р., Абдрахманова М.Н.

г.Астана, Казахстан

Учебно-клинический центр Управления здравоохранения г.Астана

В 2008 году создан Учебно-клинический центр в г.Астана (Казахстан) при сотрудничестве с медицинской корпорацией «Партнерс Хелс Кеар Систем» (г.Бостон, США) - клинической базой Гарвардской медицинской школы. Впервые на базе Центра произведён трансферт технологий симуляционного обучения по программам Американской ассоциации кардиологов (BLS, ACLS, PALS), Американского колледжа хирургов (PhTLS), программам ВОЗ ИВБДВ, ЭПТ, др.

В рамках реализации Государственной программы реформирования и развития здравоохранения города Астаны на 2008-2010 годы, Акиматом столицы в 2008 году был создан Учебно-клинический центр со 100% участием бюджета (далее – Центр). При сотрудничестве с медицинской корпорацией «Партнерс Хелс Кеар Систем» (г.Бостон, США), являющейся клинической базой Гарвардской медицинской школы, впервые на базе Центра произведён трансферт технологий симуляционного обучения по программам Американской ассоциации кардиологов (АНА).
Центр оснащен современными компьютеризированными манекенами и муляжами. Подготовлены тренеры Центра на базе симуляционного центра «Стратус» (США) по программам АНА: Basic Life Support (стандарты неотложной помощи при внезапной остановке сердца, механической асфиксии) и Advanсed Cardiovascular Life Support (алгоритмы интенсивной терапии при острых нарушениях сердечно-сосудистой деятельности). Программы Американской ассоциации кардиологов были переведены на русский и казахский языки и успешно внедрены в учебный процесс.
Также в Центре проводится обучение по курсу Американского колледжа хирургов Prehospital Trauma Life Support (догоспитальная неотложная помощь при травмах), программам ВОЗ «Интегрированное ведение болезней детского возраста», «Эффективные перинатальные технологии», др.
На сегодняшний день более 6000 врачей и медицинских сестер городских медицинских организаций, Национального медицинского холдинга, больницы Медицинского центра Управления делами Президента Республики Казахстан, регионов прошли подготовку по международным стандартам оказания неотложной помощи и совершенствованию практических навыков.
Таким образом, в Астане успешно работает симуляционный тренинг-центр по международным стандартам. Это качественно новый подход в обеспечении непрерывного профессионального обучения медицинских кадров, повышения качества оказания медицинской помощи, обеспечения безопасности пациентов.

Добавлен 20.09.2012

Тема: Симуляционный центр: создание и эффективное управление


Организация единых центров фантомно-симуляционного обучения в структуре высшего медицинского образования

Леванович В.В., Гостимский А.В., Суслова Г.А., Львов С.Н., Карпатский И.В., Миронова Н.Р., Кузнецова Ю.В.

Санкт-Петербург

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия" Минздравсоцразвития России

Внедрение в практику подготовки врача симуляционных методов обучения в настоящее время является жизненной необходимостью и утверждено законными актами. Достоинства внедрения фантомно-симуляционного обучения в учебный процесс компенсируют его затратность. Рациональным представляется формирование единых центров фантомно-симуляционного обучения в структуре вуза. Создание единых центров позволяет сформировать ступенчатую систему обучения с выделением четырех уровней

Внедрение в практику подготовки врача симуляционных методов обучения в настоящее время является жизненной необходимостью и утверждено законными актами. Согласно приказу Минздравсоцразвития № 30 от 15.01.2007 г. «…к участию в оказании медицинской помощи гражданам допускаются студенты высших и средних медицинских учебных заведений, успешно прошедшие необходимую теоретическую подготовку, имеющие практические навыки, приобретенные на тренажерах (фантомах)…».
Достоинства внедрения фантомно-симуляционного обучения в учебный процесс компенсируют его затратность. Так, многократное повторение одной и той же ситуации позволяет довести практические навыки до автоматизма. Симуляционные методы дают возможность вернуться в исходную точку в случае совершения обучающимся фатальной ошибки. У студентов формируются навыки командной работы. Реалистичность обучения определяется использованием современных высокотехнологичных фантомов и симуляторов, моделирующих физиологические реакции. Внедрение в медицинскую практику таких высокоточных методик диагностики и лечения как эндоваскуярная диагностика и хирургия, лапароскопия и других диктует необходимость обязательного предварительного обучения на тренажерах. Кроме того, современные симуляторы позволяют моделировать те клинические ситуации, которые встречаются в практике врача редко.
Организация преподавания на симуляторах может быть различной. Возможна организация симуляционных кабинетов в структуре имеющихся в вузе кафедр. Недостатки подобной организации работы состоят в отсутствии единого видения проблем симуляционного образования, необходимости дублирования тренажеров и симуляторов и подготовки квалифицированных преподавателей, работающих с симуляторами на всех клинических кафедрах.
Более рациональным представляется второй вид организации центра, когда симуляционные методики концентрируются на одной территории с формированием различных тематических классов (кабинетов) обучения. Подобная организация работы позволяет сформировать единый взгляд решения проблем фантомно-симуляционных методов обучения. При этом исчезает необходимость дублирования кабинетов. Важным представляется обеспечение преемственности фантомно-симуляционного образования в высшем учебном заведении. Сосредоточение дорогостоящего и высокоточного оборудования в «одних руках» позволяет контролировать его состояние, хранение, осуществлять уход за ним обученным персоналом, своевременно обновлять расходный материал, эффективнее планировать и осуществлять научно-исследовательскую деятельность, связанную с организацией учебного процесса, как в ходе обучения студентов, так и в структуре постдипломного образования. Единый центр может служить демонстрационной платформой для проведения конгрессов и курсов повышения квалификации по фантомно-симуляционному обучению, в том числе в режиме видеопрезентаций. Оснащение фантомно-симуляционного центра современными роботами-симуляторами с возможностью их программирования позволяет обучать студентов и молодых врачей редким клиническим ситуациям.
Обучение студентов и постдипломная подготовка врачей основываются на преемственности с учетом уровня сложности образования и раннее полученных практических навыков. Таким образом, формируется ступенчатая система фантомно-симуляционного образования. Рациональным представляется выделение четырех уровней фантомно-симуляционного обучения в медицинском вузе. На I уровне студенты I-II курсов осваивают практические навыки по уходу за больными, элементы первичной сердечно-легочной реанимации в организованных тематических классах по «отработке навыков ухода за больными» и «первичной реанимации». II уровень фантомно-симуляционного обучения подразумевает изучение методик обследования пациентов на клинических кафедрах студентами III-IV курсов в классах «отработка диагностических навыков». По окончании двух уровней фантомно-симуляционного обучения студент приобретает практические навыки среднего медицинского персонала.
Следующим этапом является изучение и отработка методов оказания медицинской помощи при различной патологии студентами старших курсов (III уровень фантомно-симуляционного обучения). С этой целью формируются различные тематические классы: «отработка хирургических навыков», «операционная», «акушерство и гинекология», анестезиология и реанимация», «реанимация новорожденных», «ангиография», «ультразвуковое исследование», «эндоскопические методы исследования» и другие.
IV уровень фантомно-симуляционного обучения реализуется в ходе обучения в интернатуре, клинической ординатуре и на курсах повышения квалификации врачей. Врачи усовершенствуются как в узкоспециализированных классах, так и вышеперечисленных.
Таким образом, необходимость широкого внедрения фантомно-симуляционного обучения в медицинских вузах на сегодняшний день сомнений не вызывает. При этом обсуждаемыми остаются методические вопросы организации центров, виды и оснащение тематических кабинетов, количество фантомов и симуляторов, применительно к числу студентов.

Добавлен 19.09.2012

Тема: Симуляционный центр: создание и эффективное управление


Медицинский аттестационно-симуляционный центр: от концепции создания до первых результатов функционирования

Егорова И.А.(1), Шевченко С.Б.(1), Казаков В.Ф.(2), Турзин П.С.(2)

Москва

1) Главное медицинское управление Управления делами Президента Российской Федерации 2) Федеральное государственное бюджетное учреждение «Учебно-научный медицинский центр» Управления делами Президента Российской Федерации

Описан опыт создания и работы на базе ФГБУ «Учебно-научный медицинский центр» УД Президента РФ Медицинского аттестационно-симуляционного центра, являющегося уникальным инновационным многопрофильным мультидисциплинарным подразделением, оснащенным самым современным учебно-методическим, робото-симуляционным и медицинским оборудованием и использующим в послевузовском и дополнительном профессиональном медицинском образовании врачей передовые симуляционные образовательные технологии.

В целях разработки и реализации комплекса организационно-методических мероприятий в области современных образовательных медицинских симуляционных технологий, направленных на совершенствование системы послевузовского и дополнительного профессионального образования медицинских работников подведомственных лечебно-профилактических и санаторно-курортных учреждений, в 2011 году на базе ФГБУ «Учебно-научный медицинский центр» Управления делами Президента Российской Федерации был организован Медицинский аттестационно-симуляционный центр (МАСЦ).
В формировании Концепции создания данного Центра с учетом передового зарубежного и отечественного опыта в области послевузовского и дополнительного профессионального медицинского образования активно участвовали руководители различных уровней управления ведомственной медициной - С.П. Ковалев, С.П. Миронов, А.Т. Арутюнов, А.М. Мкртумян и др.
МАСЦ является уникальным инновационным многопрофильным мультидисциплинарным образовательным подразделением, оснащенным самым современным учебно-методическим, робото-симуляционным и медицинским оборудованием и использующим передовые симуляционные образовательные технологии.
МАСЦ предназначен для использования как в целях формирования и совершенствования профессиональных и коммуникативных умений и навыков по основным медицинским специальностям всех категорий медицинских работников подведомственных медицинских учреждений, так и для оценки уровня практических навыков при их аттестации на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий.
Симуляционные образовательные технологии и оборудование МАСЦ используются в послевузовском (интернатура, ординатура, аспирантура) и дополнительном (циклы тематического и общего усовершенствования, переподготовка) профессиональном медицинском образовании врачей.
МАСЦ, размещаясь в здании, структурированном в формате виртуальной клиники, имеет учебно-методическое оборудование 7 уровней реалистичности, необходимое для проведения подготовки по: хирургии, анестезиологии и реаниматологии, травматологии и ортопедии, скорой медицинской помощи, оториноларингологии, урологии, акушерству и гинекологии, неврологии, кардиологии, гастроэнтерологии, семейной медицине, педиатрии, функциональной диагностике, ультразвуковой диагностике, компьютерной и магниторезонансной томографии, эндоскопии, эндоваскулярной диагностике и лечению и др.
Основными направлениями деятельности МАСЦ в области виртуального образования всех категорий медицинских работников являются: организационно-методическое, учебно-педагогическое, научное, материально-техническое и информационное.
В число основных задач, решаемых в МАСЦ, входят:
 Разработка, адаптация и внедрение комплекса организационных мероприятий и современных образовательных медицинских симуляционных технологий, направленных на совершенствование системы послевузовского и дополнительного профессионального образования всех категорий медицинских работников.
 Разработка и применение новых программ подготовки медицинских работников с использованием современных образовательных медицинских симуляционных технологий.
 Проведение обучения и аттестации медицинских работников на манекенах, муляжах и виртуальных тренажерах профессиональным практическим навыкам с использованием моделируемых лечебно-диагностических процедур и лечебных манипуляций, согласно разработанных клинических сценариев и программ.
 Осуществление учебного процесса по отработке и оценке степени сформированности профессиональных практических навыков медицинских работников с использованием современных образовательных медицинских симуляционных технологий.
 Информационное обеспечение в области новейших достижений, передового отечественного и зарубежного опыта по проблемам виртуального медицинского образования. Организация и проведение семинаров, конференций и мастер-классов.
 Организация и проведение научных исследований по актуальным проблемам виртуального образования.
 Распространение передового опыта и др.
За последнее время разработаны учебные программы и успешно проведены как сертификационные, так и тематические циклы повышения квалификации врачей, например: «Симуляционные технологии в клинике неотложных состояний», «Артроскопия коленного сустава с применением симуляционных технологий», «Совершенствование хирургических базовых навыков с использованием симуляционных технологий» и др. Проведенный анализ результатов анкетирования врачей, прошедших обучение с использованием симуляционных технологий, показал высокий уровень их оценок условий, процесса и учебно-методических средств обучения.
Применение симуляционных образовательных технологий в подготовке врачей и медицинских сестер лечебно-профилактических и санаторно-курортных учреждений с возможностью оценки усвоения профессиональных умений и навыков, безусловно, приведет к значительному повышению квалификации медицинских специалистов и уровня готовности их применять в клинической практике.

Добавлен 18.09.2012

Тема: Симуляционный центр: создание и эффективное управление


Организация и аккредитация симуляционного центра на медицинском факультете: на примере университета г. Ниццы (Франция)

Васильева Е.Ю.

Архангельск

Северный государственный медицинский университет

В статье описан опыт создания и аккредитации симуляционного центра на медицинском факультете университета г. Ниццы (Франция)

Васильева Е.Ю.
Северный государственный медицинский университет (Архангельск)

Организация и аккредитация симуляционного центра на медицинском факультете: на примере университета г. Ниццы (Франция)

Бурное развитие симуляций в медицинском образовании порождает ряд вопросов, связанных с организацией и эффективным управлением симуляционных центров. Поскольку в РФ пока нет аккредитованных международными агентствами симуляционных центров, то есть смысл обратиться к опыту создания и развития аккредитованного симуляционного центра на медицинском факультете университета в Ницце.
Практика внедрения симуляций на медицинском факультете в Ницце началась около 10 лет назад. В 2005 году факультет начал сотрудничество с Гарвардским университетом (США). В 2008 году Центр был открыт, а в 2010 аккредитован. Аккредитация симуляционного центра - большое достижение факультета, т.к. среди 150 симуляционных центров в США аккредитовано только 44, а всего в мире аккредитовано 52 центра, включая королевский колледж в Англии, 2 центра в Швеции, один центр – во Франции и один - в Южной Европе.
Следует отметить, что к аккредитуемым симуляционным центрам предъявляются очень высокие требования. Для аккредитации необходимо соответствие работы центра 1500 критериям, которые изложены на 400 страницах (www.acs.org.acs.org). Процедура аккредитации оценивается в 5 тысяч евро. В случае положительного решения аккредитационный статус центру устанавливается на 3 года. Ежегодно вуз платит аккредагентству взнос в размере 1000 евро и представляет отчет по установленной форме. Для подтверждения аккредитации вновь подается заявка, составляется досье, представляются документы о финансовой состоятельности вуза, а также программа работы центра и факты, свидетельствующие об его эволюционном развитии. Только после этого состоится визит международных экспертов.
Несмотря на финансовые затраты и большой объем методической работы, преимущества аккредитации перекрывают расходы. Так, например, все мировые и европейские симуляционные центры информационно связаны между собой единой сетью. Дважды в год происходит обмен научной информацией. Проводятся конференции по обмену опытом и новыми технологиями обучения.
Организация предметно-пространственной среды Центра. В каждом кабинете симуляционного центра – три зоны. Первая, медицинская – для студентов. Вторая, педагогическая или рабочая зона – стол, стулья, экраны мониторов, для преподавателей. Третья – контрольная зона кабинета, предназначена для хранения манекенов, записей и пр. Предусмотрен кабинет для брифинга, где преподаватель со студентами обсуждают результаты выполнения симуляции. Еще один кабинет – для секретариата, есть место для хранения вещей и др. Бюджет центра финансирует генеральный совет университета, медицинский факультет и госпиталь.
Состав и обучение персонала. Персонал центра включает: 2 чел. ответственных за медицинскую часть, 2 - ответственных в хирургии, 1 – анестизиолог, 12 медицинских модераторов, 6 модераторов в хирургии, техник, секретарь.
Организация обучения в Центре. Симуляции начинают на 2 курсе с обучения студентов обследованию пациента, имеющего проблемы с органами дыхания. На 3 курсе в симуляционном центре у студентов проходят 4 занятия, где они рассматривают 8 клинических случаев. На 4 курсе – 4 занятия, где отрабатываются установленные 8 случаев. Все занятия идут одновременно в трех кабинетах Центра. За полдня проходят обучение 2 группы студентов, т.е. около 60 студентов. Обучение осуществляется во время стажа (практики). Со студентами работают модераторы, это врачи скорой помощи, которые в случае необходимости используют имеющиеся в каждом кабинете инструкции, чтобы оперативно устранить какие-либо неполадки. Занятие обязательно завершается дебрифингом, где внимание студентов фиксируется еще раз на проблеме и осуществляется контроль за выполнением манипуляции с использованием карточек. Кроме студентов в Центре обучаются психологи, медсестры-анестезиологи, специалисты пожарной службы, а также интерны. По данным, представленным сотрудниками Центра, все обучающиеся оценивают симуляционные курсы очень хорошо.
Методическая подготовка к занятиям в Центре.
В первый год работы симуляционного центра в Ницце для составления обучающих программ были привлечены 5 человек, которые разрабатывали упражнения для отработки практических навыков. Сценарий для обучения пишет группа интернов под руководством преподавателя на основе истории болезни, затем осуществляется его техническая и методическая реализация.
Преподаватели, использующие симуляции в учебном процессе, отмечают, что этот метод эффективен, так как способствует мобилизации знаний студентов за счет использования разнообразных средств, привлекает техническим обеспечением и эмоциональным сопровождением.

Добавлен 16.09.2012

Тема: Симуляционный центр: создание и эффективное управление


ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Зайков А.А.

Киров

Кировская государственная медицинская академия

В статье освещаются вопросы применения новых инновационных технологий в образовательном процессе Кировской государственной медицинской академии на базе центра манипуляционных навыков.

Современный врач, будь то терапевт, хирург, педиатр или стоматолог – должен быть профессионалом, уверенно ориентирующимся в многообразии клинической информации, мгновенно принимающим грамотные решения и владеющий высокоточными практическими умениями и навыками.
Для частичного решения данной проблемы в 2008 году в Кировской государственной медицинской академии был создан центр манипуляционных навыков (ЦМН).
Кафедры академии активно включились в инновационный образовательный процесс на базе ЦМН (курс оперативной хирургии и клинической анатомии, кафедра анестезиологии и реанимации ИПО с курсом скорой медицинской помощи, кафедра семейной медицины ИПО, кафедра акушерства и гинекологии, кафедра госпитальной хирургии с курсом оториноларингологии, кафедра онкологии с курсом лучевой диагностики и лучевой терапии, кафедра пропедевтики внутренних болезней, кафедра пропедевтики детских болезней, кафедра детской хирургии – в осеннем семестре; кафедра общей хирургии, кафедра факультетской хирургии с курсом урологии, кафедра детских болезней, кафедра микробиологии с вирусологией и иммунологией – в весеннем семестре). Но многие кафедры не проявили должной заинтересованности в работе на базе ЦМН.
На базе центра были сконцентрированы имеющиеся на кафедрах академии манекены, тренажеры и имитаторы, а так же была закуплена новая более современная продукция международной компании 3B Scientific, являющейся мировым лидером в производстве медицинских учебных пособий.
В центре манипуляционных навыков Кировской ГМА в распоряжении студентов, ординаторов и слушателей института последипломного образования имеются три (3) специализированных манипуляционных учебных комнаты по хирургии, акушерству и гинекологии, терапии и педиатрии.
В манипуляционной учебной комнате по хирургии в распоряжении обучающихся имеются как простые тренажеры для отработки практических навыков наложения швов и вязания узлов, внутримышечных, внутривенных инъекций, так и более специализированные тренажеры: клинического обследования груди, простаты, люмбальных пункций, канюляции центральных вен и венозного доступа, дренирования плевральной полости, клинических навыков катетеризации и ухода за свищами, лапароскопических оперативных вмешательств, для трахеостомии и освоения сердечно-легочной реанимации.
В манипуляционной по акушерству и гинекологии представлены тренажеры обследования шейки матки, имитаторы родов, имитатор наложения швов после рассечения промежности, тренажер для практики гинекологических процедур.
В манипуляционной учебной комнате по терапии и педиатрии в наличии тренажеры для реанимации взрослого человека и ребенка с компьютерным обеспечением. Данные манекены позволяют программировать 15 видов нарушения сердечного ритма, 9 видов дыхательных шумов, производить виртуальное «лечение», включая дефибриляцию.
Обучение студентов, интернов, ординаторов и слушателей ИПО на манекенах, тренажерах и имитаторах, имеющихся на базе ЦМН, дает следующие преимущества:
• Реалистичное обучение без риска для пациента
• Длительность учебного процесса не ограничена
• Количество повторов не ограничено
• Нет зависимости от работы клиники
• Отработка редких видов вмешательств
• Без первичного стресса для обучающихся
• Объективная оценка действий обучающихся
Работа центра манипуляционных навыков в течение трех лет получила положительные отклики как со стороны студентов, так и практических врачей.
Обучающиеся, освоившие практические навыки при помощи имитаторов, манекенов, тренажеров и виртуальных симуляторов, значительно быстрее и увереннее переходят к настоящим исследованиям и вмешательствам, а их дальнейшие реальные результаты становятся более профессиональными. Это снижает потенциальный риск для пациентов и повышает качество медицинской помощи.

Добавлен 14.09.2012

Тема: Симуляционный центр: создание и эффективное управление


ОПЫТ СОЗДАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГО СИМУЛЯЦИОННОГО ЦЕНТРА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ

ДолгушинИ.И., Волчегорский И.А., ЧукичевА.В., Гиль Е.В.

Челябинск

ГБОУ ВПО «Челябинская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития РФ»

Статья посвящена опыту создания обучающего симуляционного центра и организации учебного процесса с целью овладения и совершенствования мануальными навыками в области акушерства и гинекологии, неонатологии, анестезиологии и реанимации.

Обучающий симуляционный центр (ОСЦ) при ГБОУ ВПО «Челябин-ская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития РФ» был открыт 1.09.2011 года во исполнение постановления Правительства Россий-ской Федерации от 31.12.2010 г. № 1220 «О финансированном обеспечении за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета создания обучаю-щих симуляционных центров в федеральных государственных учреждениях»
Для организации ОСЦ с момента выхода постановления нам понадоби-лось около 5 месяцев. Ввод центра в эксплуатацию был осуществлен в не-сколько этапов:
· определение миссии, разработка и принятия положения об ОСЦ на Ученом совете академии;
· выделение места для расположения центра, составление сметы и проведение капитального ремонта помещений на конкурсной основе;
· маркетинговые исследования, составление и подача заявка на обо-рудования для ОСЦ;
· проведение аукциона и подписание Государственных контрактов на поставку оборудования согласно утвержденной заявке;
· определение места ОСЦ в структуре академии и составление штат-ного расписания;
· составление учебно-тематического плана циклов усовершенствова-ния и разработка учебно-методических комплексов;
· монтаж и ввод в эксплуатацию оборудования;
· обучение персонала центра.
Основная миссия ОСЦ заключается в повышение эффективности ос-воения мануальных и лечебно-тактических навыков путем внедрения в учебный процесс высокотехнологичных роботизированных манекенов и со-временного реанимационного оборудования с целью улучшения качества родовспоможения и перинатальной помощи.
Работа обучающего симуляционного центра ориентирована на не-сколько когорт обучающихся: 1-ая – врачи акушерско-гинекологических ме-дицинских учреждений (акушеры-гинекологи, неонатологи, анестезиологи-реаниматологи); 2-ая – курсанты факультета послевузовского и дополни-тельного образования; 3-ья – интерны, клинические ординаторы академии и, наконец, 4-ая – профессорско-преподавательский состав профильных кафедр.
ОСЦ является структурным подразделением академии со своим штатным расписанием, которое включает должности директора, методиста (1 шт. ед.), специалиста по компьтерному обеспечению (1 шт. ед.) инженера (0,5 шт. ед.), рабочего по обслуживанию (1 шт. ед.) и профессорско-препо-давательский состав (доцент – 1 шт. ед., ассистент – 3 шт. ед.). Он находится в непосредственном подчинении факультета послевузовского и дополни-тельного образованию (ФПДО).
Учебный процесс в центре осуществляется силами четырех профиль-ных кафедр академии: кафедра акушерства и гинекологии; кафедра акушер-ства и гинекологии ФПДО, кафедра неотложной педиатрии и неонетологии ФПДО, кафедра анестезиологии и реанимации ФПДО. Обучающий симуля-ционный центр ежедневно принимать до 12 курсантов (2 группа по шесть че-ловек) в одну смену (6 часов), либо 24 курсанта (при организации учебного процесса в две смены).
Для освоения и совершенствования манульных навыков используются высокотехнологичных роботизированных манекены и современное реанима-ционное оборудование, размещенные в акушерско-гинекологическом и не-онатологическом модуле центра, который Центр расположен в женской кон-сультации Клиники Челябинской государственной медицинской академии. Общая площадь ОСЦ составляет 276 м2.
освоения манульных навыков на первом этапе обучения определяется их исходный уровень у курсанта. Далее он обучается работе на фантоме (тренажере) и только после этого приступает к тренингу. При этом на освоение и тренинг навыков используется до 80-90% времени обучения. Важным моментом в достижении максимального уровня освоения манульных навыков является не только индивидуальный подход, но и формирование умения курсанта работать в команде – анестезиолог-реаниматолог + акушер-гинеколог + неонатолог. Такой принцип делает про-цесс обучения увлекательным делом и высоко оценивается даже теми курсантами, которые имеют многолетний опыт работы.
Внедрение и использование симуляционного обучения в медицине должно стать основополагающим в развитии современного отечественного медицинского образования. Только постоянный тренинг мануальных навыков, опирающийся на современные теоретические медицинские знания, позволяет сформировать высококвали-фицированного специалиста, готового решать любые, в том числе и нестан-дартные, клинические задачи, особенно в условиях экстремальной медицины.

Добавлен 05.09.2012

Тема: Симуляционный центр: создание и эффективное управление


Независимая экзаменация знаний и навыков специалистов здравоохранения в Казахстане – инструмент повышения безопасности и качества медицинских услуг

Сыздыкова А.А., Ахметов В.И., Капанова Г.Ж., Сарсенова Л.К.

Алматы, Казахстан

Министерство здравоохранения Республики Казахстан Алматинский государственный институт усовершенствования врачей Республиканский центр оценки знаний и навыков

Республиканский центр оценки знаний и навыков представляет независимую систему мультимодальной оценки профессиональной квалификации специалистов здравоохранения и выпускников; развитие симуляционного обучения и координация деятельности филиальной сети, включающей региональные симуляционные центры и учебно-клинические центры в медицинских вузах и колледжах

В рамках Государственной программы развития здравоохранения РК «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы и Проекта «Передача технологий и проведение институциональной реформы в секторе здравоохранения Республики Казахстан» финансируемого Международным Банком Реконструкции и Развития, реализуется комплекс мероприятий по совершенствованию системы подготовки специалистов здравоохранения. Президент Казахстана Н.А.Назарбаев в числе приоритетных задач реформы образования обозначил создание независимых центров подтверждения квалификации на базе отраслевых ассоциаций и отделение процедуры оценки качества обучения от образовательных услуг. Как результат подготовительной работы, проведенной в 2005-2011 годах, создан и начал работу Республиканский центр оценки знаний и навыков, который призван обеспечить продвижение международных стандартов качества подготовки медицинских кадров, в том числе через лицензирование и сертификацию.

Концепция развития центра предполагает создание независимой системы мультимодальной оценки профессиональной квалификации специалистов здравоохранения и выпускников; разработку и предоставление инновационных и научно-обоснованных услуг и продуктов, являющиеся справедливыми, надежными и эффективными, и результаты которых могут быть документированы посредством соответствующих исследований, как имевшие положительное влияние на здоровье населения Республики Казахстан; развитие симуляционного обучения и координация деятельности филиальной сети, включающей региональные симуляционные центры и учебно-клинические центры в медицинских вузах и колледжах.

Добавлен 13.08.2012

Тема: Симуляционный центр: создание и эффективное управление


Перспективы использования симуляционных центров для компетентностного подхода в подготовке специалистов для практического здравоохранения

Булатов С.А., профессор кафедры общей хирургии, руководитель центра практических умений

Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация

Казанский государственный медицинский университет

С 2002 года в КГМУ функционирует Центр практических умений, на базе которого разработан и внедрен способ профессиональной подготовки будущих специалистов (Патент на изобретение №2331930 от 20 августа 2008г.). В центре широко используются разнообразные симуляционные методики, в том числе и работа со "стандартизированными пациентами". Учебная программа расчитана на все шесть лет, выпускники проходят итоговую государственную аттестацию также с применением симуляционных технологий

Основными причинами большинства конфликтных ситуаций в практическом здравоохранении являются низкий уровень владения медицинскими работниками практическими навыками и деонтологическими основами общения с пациентами. В связи с этим, перед высшей медицинской школой стоит актуальная задача - разработка новых, более совершенных методов подготовки будущих специалистов и внедрение объективных методов оценки качества труда и владения практическими навыками.
С 2002 года в Казанском государственном медицинском университете функционирует центр практических умений. На базе Центра разработан и внедрен способ профессиональной подготовки будущих специалистов (Патент на изобретение №2331930 от 20 августа 2008г.). Основная задача, которую должен решить данный метод подготовки - отработка практических умений работы с пациентом, закрепление основ клинического мышления специалиста, освоение коммуникативных и деонтологических навыков общения с пациентом.
Оснащение Центра практических умений КГМУ:
- 165 наименований учебных тренажеров, муляжей и имитаторов для обучения студентам практическим умениям;
- имитационную палату для взрослых пациентов, палата для работы с детьми, операционный блок, имеющий в своем составе общехирургическую операционную, лапароскопическую операционную и эндоскопический кабинет, методический кабинет с библиотекой, 3 учебные комнаты, кабинет врача общей практики, дисплейный класс;
- шесть рабочих мест, оснащенных аудио и видеоаппаратурой наблюдения для работы с использованием методики «стандартизированный пациент»;
- тринадцать компьютеров и централизованная система телевидеокомуникаций с выходом в каждом помещении Центра.
- группа профессиональных актеров для работы со студентами 4 и 5 курсов по методике «стандартизированный пациент» в составе 16 человек, сотрудничающих с Центом на контрактной основе.
Курс обучения практическим умениям и навыкам включает шестилетнюю учебную программу, частью которой, являются практические занятия по методике «стандартизированный пациент». Данная методика обучения и контроля за качеством освоения практическими навыками рассчитана на студентов старших курсов лечебно-профилактического факультета и внедрена в КГМУ с 2004 года. В основу положена методика, разработанная специалистами университета Восточная Каролина (США). Обучаемому предоставляется возможность применить свои знания в активной форме – в виде самостоятельной работы с «пациентами», роль которых исполняют профессионалы-актеры, досконально владеющие заданной клинической ситуацией. Актеры помогают инсценировать наиболее часто встречающиеся заболевания дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и др. систем. При этом, наряду с актерской работой, широко используются аудиоимитаторы, тренажерные комплексы и муляжи, позволяющие имитировать конкретные органические и функциональные отклонения и системах жизнедеятельности пациента. Индивидуальная работа студента со «стандартизированным пациентом» происходит в специальном боксе, оборудованном средствами для видео и аудио наблюдения. На первом этапе, за ограниченный период времени, куратор должен осуществить сбор анамнеза, провести общеклиническое, физикальное обследование пациента. При этом, куратор обязан, так же, справиться с целым рядом искусственно создаваемых деонтологических проблем, таких как негативизм пациента по отношению к медицинскому работнику, многословие, скрытность и т.д. Следующий этап работы заключается в анализе полученных данных, определении наиболее оптимальной тактики дальнейшего обследования пациента. Особенность ролевой игры на данном этапе в том, что обучаемый может получить данные абсолютно всех возможных инструментальных и лабораторных исследований, но должен выбрать только необходимые и высокоинформативные. Затем обучаемый должен интерпретировать полученные результаты лабораторно-инструментальных методов обследования, установить диагноз и составить план лечения. Работа завершается защитой данной клинической ситуации перед экзаменатором. Логическим завершением шестилетнего обучения служит этап итоговой государственной аттестации выпускников, проводимый на базе ЦПУ. Предлагаемые задания по четырем специальностям (хирургия, терапия, акушерство и гинекология, реаниматология) позволяют с большой степенью объективности оценить умения выпускника. В 2012 году этот экзамен проводился для выпускников лечебного факультета уже в пятый раз.
В настоящее время для специалистов ПДО разработан специальный тренинговый тренажерный цикл, рассчитанный на совершенствование мануальных навыков оказания неотложной медицинской помощи в экстренной ситуации. Курс рассчитан на ординаторов первого года обучения, включает 24 аудиторных часа и предусматривает отработку на тренажерах и симуляторах основных приемов оказания неотложной медицинской помощи на доклиническом этапе.
С 2010 года прошло 650 участников, отметивших высокую практическую значимость подобной формы обучения.

Добавлен 17.07.2012

Тема: Симуляционный центр: создание и эффективное управление



Вернуться на страницу мероприятия


-


ГЛАВНАЯ | ДоктоRU | НеДоктоRU | ДилеRU
Добавить НОВОСТЬ | Добавить ССЫЛКУ на САЙТ | Регистрация в базе СПЕЦИАЛИСТЫ | Добавить ВЫСТАВКУ, КОНФЕРЕНЦИЮ
ENGLISH | НАВИГАЦИЯ | ТЕХНИКА | БЕЗОПАСНОСТЬ | СПЕЦИАЛИСТЫ | ЦЕНТРЫ | КАТАЛОГ | СПЕЦИФИКАЦИИ, ЦЕНЫ | ФИРМЫ | НОВОСТИ | АССОЦИАЦИИ | СЪЕЗДЫ, ВЫСТАВКИ | ЛИТЕРАТУРА | СТАТЬИ | ИНТЕРНЕТ | ОБУЧЕНИЕ | МЕД. ЭКОНОМИКА | ГДЕ? КАК? ПОЧЕМ? | ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ | ОПЕРАЦИИ | СЛОВАРЬ | СОТРУДНИЧЕСТВО | КОНТАКТЫ | ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ

Главный редактор сайта проф.  

    Координатор проекта  

Copyrights © 2000-2012. EndoХирургиЯ. MDG
При использовании в любой форме материалов сайта - ссылка на него обязательна

[an error occurred while processing the directive]